Храм в честь великомученика Георгия Победоносца в с. Тугань

08.11.2022

Село Тугань в то время принадлежало помещикам по фамилии Тугановы. Именно они впервые построили в своем селе храм. Вначале храм был деревянным, но в последствии он сгорел и на его месте был построен каменный. 

По другим источникам построена в 1796 году тщанием помещика Г. Ергольского (кл. вед за 1849 г.), (по др. св. клир. ведомости за 1915 г.) построена в 1769 г. тщанием Семёна Дмитриевича Ергольского. Клир. вед. за 1862 г. церковь построена в 1767 г. тщанием помещика Семёна Дмитриевича Ергольского.

Престольные праздники в с. Тугань приходятся на дни памяти святителя Николая - 6(19) декабря и 9(22) мая. Храм был выстроен продолговатым с трех ярусной колокольней, после были пристроены два предела и собор приобрел форму усеченного креста. Это здание представляло собой тип небесного храма, восходящей своей композицией к древнерусскому времени. Приход храма состоял из двух сел Тугань и Субочево. Которые в общей сложности насчитывали более 500 жителей. При храме находилось кладбище, которое существует и в наше время.

По штату при ней положены: священник и псаломщик.
 Жалование положено священнику – 392 руб., псаломщику – 122 руб. 50 коп. 
Кружечных доходов за 1915 год получено: 205 руб.
Другие источники содержания членов причта и количество поступившего от них дохода:
 процентов с 320 руб.  – 11 руб. 52 коп. Земли при церкви состоит усадебной вместе
 с погостом церковным 3 десят.,  пахотной 31 десят., сенокосной 2 десят. Всего 36 десят. 
План и межевая книги на землю имеются. Кроме этих 36 десятин при церкви имеется около 4 десят. поросших лозким ивняком и березняком, плана на эту землю не имеется и находится она в 1 ½ вер. от церкви.
Качество земли среднее. Средний доход ею приносимый: два рубля с десятины.

С наступлением XX века в храме проводились следующие формы духовно-просветительские работы: церковно-пасторские собрания с чтением лекций и проповедей на духовно - нравственные темы, рождественские проповеди, беседы с прихожанами о недопустимости их вступления в секты.


При Александре III при храме была открыта церковно-приходская школа, которая при советской власти преобразовалась в обычную начальную школу. Храм в с. Тугань играл положительную роль для прихожан, по сравнению с советским временем, намного меньше было пьяниц, совершенно отсутствовали наркоманы. Священнослужители всех поколений учили жить людей по христианским заповедям. В настоящее время осталось всего несколько человек, которые помнят неразрушенный храм.

В 1916 году священником этой церкви был Михаил Константинович Чистяков, 55 лет, жалования получает 394 руб. в год. Окончил курс в Калужской Духовной семинарии в 1884 году по 2 разряду. Жена Мария Ивановна 52 лет, дочь Пелагея 29 апр. 1893 г.р.

            Псаломщик – Николай Павлович Любимов, 18( или 28) лет, на этой должности с 9 декабря 1912 года.

            При церкви состоит старостою церковным крестьянин села Тугани Семён Пануохин (фам. неразб.), который должность свою проходит с марта 1904 года.

Преосвященный в последний раз посетил приход – точных сведений не имеется.

В клировой ведомости за 1862 год написано: опись церковного имуществу есть, сделана в 1840 году мая 7 дня священником Петро-Павловским Никифором Безсоновым и утверждена печатию оного Правления.

Православие и в частности храм в селе Тугань играл большую роль для жителей Тугани и Субочево до 1918 года. В этот год после принятия декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Русская православная Церковь была лишена всех имущественных и юридических прав. Наступил 70-ти летний период гонений на церковь, когда верующие подвергались преследованиям. Все церковное имущество храма в селе Тугань было национализировано, церковно-приходская школа стала начальной общеобразовательной школой.


Второй этап изъятия церковного имущества произошёл в 1919 году, когда фактически в ведении церкви осталось только здание храма. Были изъяты почти все иконы, богослужебные предметы, облачения имеющие неоценимые значения для верующих. Святотатство вызывало большое возмущение у жителей Туганского прихода и у священнослужителей. Налагались аресты недовольных.


В конце 20-х годов был арестован предпоследний батюшка Туганской церкви отец Михаил. В народе прошла молва, что его расстреляли.


В 40-е годы отношения церкви и государства несколько изменились. Церковь получила юридические права. Храм в Тугани после войны на короткое время стал действующим. Старейшие жители деревни Субочево хорошо помнят это время.

Так по рассказу Морозовой Тамары Сергеевны в это время верующие воспрянули духом, богослужения были массовыми, совершались все религиозные таинства. Отец Петр настоятель храма пользовался большим авторитетом, но это продолжалось недолго. С 1958 года началась активная широкомасштабная антирелигиозная пропаганда. Священнослужителям было запрещено совершение церковных таинств вне храма. Властями строго преследовалось привлечение к богослужению детей и подростков моложе восемнадцати лет.Хочу такой сайт


Для усиления контроля над духовенством и влияние на кадровую политику церкви была введена процедура обязательной регистрации всех священнослужителей у гражданских властей. На любые хозяйственные работы и приобретение транспорта требовалось разрешение местного совета.


Церкви было запрещено вести благотворительную, как и другое общественное служение. Предпринимались меры по ослаблению материальной базы храмов. Вся система воспитания и образования, начиная с дошкольных учреждений, была основана на атеистическом мировоззрении - молодых, пожилые как и все общество, формировалось чуждым и враждебным церкви. В этих условиях отец Петр не стал больше проводить богослужения и по воспоминаниям жителей деревни Субочево покинул село Тугань и как стало известно уехал в город Брянск. Чем он там занимался установить не удалось. Храм остался без настоятеля. Вскоре растащили ограду которой он был огражден, а затем начали потихоньку разрушать и сам храм. Но полностью разрушить его жители не смогли, так как он был построен на века.

В конце 50-х начало бурно развиваться строительство животноводческих ферм в колхозах и совхозах. Требовалось большое количество строительных материалов и местное начальство решило взорвать Ту ганский храм. Вызвали подрывников из г. Калуги, и ровно 40 лет назад в ноябре 1958 года храм был полностью разрушен взрывом. Кирпичи пошли на строительство животноводческой фермы в деревне Субочево. Кстати нужно сказать, что эта ферма принадлежащая колхозу «Победа» в настоящее время не существует, ее закрыли в конце 90-х годов XX века. Жители деревни Субочево и деревни Верховая всё ценное что было в ней растащили.


После разрушения храма, осталась только небольшая его часть. Село Тугань стали покидать жители и в настоящее время ничего не осталось, кроме заброшенных садов, и части храма, который напоминает, что когда-то жизнь била ключом.


В 70-80-х годах прошел слух о том, что помещик Туганов, когда покидал поместье, зарыл около храма большие ценности. И некоторые любители легкой наживы решили сделать раскопки, и сейчас во многих местах можно видеть ямы которые остались от их деятельности.

Согласно Распоряжению исполнительного комитета Калужского областного Совета депутатов трудящихся № 357-р от 18.06.1958 г. храм является объектом историко-культурного регионального значения.   РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР 401610713340005



 

Анкетный лист по приёмке имущества церкви Георгиевской общины Туганьской Калужской губернии Мещовского уезда.

 

            1 этаж, без подвала, склепа нет, имеет своды, количество окон – 14. В девяти окнах решётки. Три деревянных двери, железных нет. Полы в храме плиточные – деревянные. Наружная поверхность храма: штукатурная – кирпичная. Паперть – открытая. Надписей на храме – нет. Год постройки храма 1769 г., колокольни – 1769 г. Колокольня каменная, одноярусная, 4 колокола.

Имеется дом священника и сторожка.

Роспись храма – древняя, состояние её запылённое.

Клиросы деревянные. Отметить иконы древние, с указанием сюжета и размера. Есть ли оклады: на 8 иконах – Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца и Св. Георгия. Драгоценных камней – нет. Количество киотов – 26, материал – дерево. Иконы отдельно стоящие – 4; в алтаре – 2; в храме – 24;

Древних икон – нет. Далее идёт перечисление церковного имущества из 76 пунктов. Из серебра – 1 напрестольный крест. Всё остальное из меди, олова, дерева и бронзы.



Ф.33.Оп.3 Д.555 Л. 47об., 48
Ф.33. Оп.2. Д.2208 Л. 557, 557об., 558, 558об. (справка из Калужского архива от 14 марта 2012 года и от 16 мая 2012 года).
 
#Тугань #ХрамТугань #ХрамСухиничи

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.11.2022

Дата обновления: 08.11.2022

Дата публикации: 08.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».